Татьяна МТ

Путешествие с Пуаро или история в Восточном экспрессе

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я хочу вместе с вами погрузиться в глубь детективной истории, которая уже почти век занимает умы любителей Агаты Кристи. Это ее знаменитый роман «Убийство в Восточном экспрессе». Книга не один раз была экранизована, и весьма успешно. Но ни одна экранизация не произвела на меня такого впечатления, как фильм Кеннета Браны, вышедший в 2017 году. Я не хотела бы обсуждать плюсы и минусы этого фильма, ибо суть не в этом. Скажу о том, что мне очень понравилось. Этот фильм, как я прочитала, был снят на 65 мм. пленку (обычно фильмы снимают на пленку 35 мм). Вот что говорит сам режиссер по этому поводу: «… Это позволяет достичь высокого уровня цветопередачи, оттенков и контраста в фильме, и некоторым нравится именно эта пленка, потому что они считают, что она больше соответствует восприятию человеческим глазом. Простым языком, изображение выглядит четче, насыщенней, более цветным, и вам кажется, что вы находитесь внутри него. Вот что для меня делает пленка на 65 мм, и я хотел пригласить зрителей внутрь поезда. Вот почему я выбрал такой формат». И должна сказать, ему это удалось, ощущаешь себя участником происходящего, такой своеобразный эффект присутствия на месте действия.
Большая часть сюжета происходит в вагоне знаменитого Ориент Экспресс. Orient- Express-поезд класса «люкс», который впервые отправился в рейс в 1883 году. Изначально он курсировал по маршруту Париж-Константинополь (Стамбул). Все купе были обставлены с шиком и комфортом в стиле арт-нуво. Со временем стиль оформления сменился на более сдержанный ар-деко. Позже «Восточным экспрессом» стали называть все поезда класса «люкс», оформленные в стиле ар-деко. Конечно, интерьеры поезда не были воссозданы досконально, ибо его шикарное оформление помешало бы восприятию персонажей, отвлекало бы от него. Но в любом случае количество интересных деталей поражает. Постановочная команда сумела создать инкрустацию и шпон поразительного качества, который абсолютно и убедительно реален, когда ты словно сидишь в вагоне. Если бывает картинка в 3D, то для меня все было настолько объемно, что казалось, будто я чувствую ароматы, окружающие героев фильма и, так сказать, ольфакторную атмосферу этой истории. То есть для меня изображение стало четырехмерным. Так какой же аромат мог сопровождать героев этой детективной истории. Я задумалась, а все ли ее участники могли пользоваться парфюмом, и если да, то каким… Из 13 пассажиров, сошедшихся вместе на время поездки, на мой взгляд, парфюмом могли пользоваться только шесть. Ведь в то время духи были дороги и являлись предметом роскоши. Их могли себе позволить только обеспеченные люди. Большая часть героев — это люди среднего класса, которые, как выяснилось, были на службе у семьи Армстронгов, пережившей трагедию (это их гувернантка, шофер, горничная, слуга…). Вряд ли они пользовались сколько-нибудь известными духами, если вообще ими пользовались. А кто же те шестеро, в чьем багаже могли наблюдаться шикарные флаконы от Баккара, Лалик и прочих мастеров стекла тех времен. Один из них — жертва (Сэмюэл Рэтчетт), роль которого исполнил любимый мною Джонни Дэпп. Но поскольку он персонаж крайне отрицательный, и его убивают в самом начале фильма, не буду заострять на нем внимание. Мне кажется, подобные люди должны пахнуть агрессивно с нотками опасности, немного даже животно. Кроме него среди пассажиров присутствуют русская аристократка, графиня Наталья Драгомирова, бродвейская актриса Кэролайн Хаббард, которую Кристи описала как «женщину, которая идет слишком громко», граф Андрени с женой Еленой ну и, собственно, самый главный персонаж – Эркюль Пуаро. Наталья Драгомирова в некоторых вариантах звучит как «принцесса Драгомирофф». То есть женщина эта очень богатая, по сути русская принцесса в изгнании. Хочу заметить, что среди эмигрантов наименование «принц» было аналогично титулу «князь». Очень многие грузинские князья -эмигранты именовали себя «принцами».
Как же выглядит этот персонаж в фильме Кеннета Браны — это женщина почтенных лет, с властными чертами, одетая в стиле арт-деко (по словам костюмеров, для нее были выбраны наряды от Ланвен и меха- русская же). И естественно, что у нее должны были быть какие-то роскошные и статусные духи тех лет. Я думаю, у нее могли быть очень популярные в те годы (а роман вышел в 1934 году) L’HEURE BLEUE (Сумерки) GUERLAIN.
Этот аромат существует по сей день и очень красив по звучанию. Он принадлежит к группе восточные цветочные, включает в себя большое количество компонентов, как все ароматы начала прошлого века. В его составе наряду с многообразием цветов (ирис, роза, тубероза. фиалка, гвоздика, жасмин, орхидея) и пряностей (анис, кориандр, ваниль), разнообразные масла и смолы (нероли, иланг-иланг, сандал, бензоин), а также мускус, ваниль, ветивер и бобы тонка. Красивый, густой аромат, который по направлению немного похож на «Красную Москву». Одним словом, ярко и насыщенно — в соответствии с возрастом и статусом, немного таинственно — в соответствии с сюжетом. Вторая женщина среди героев, которая могла пользоваться духами- Кэролайн Хаббард (Мишель Пфайфер), в прошлом актриса,уже немолодая,но все еще эффектная и красивая женщина.
Думаю, ей бы подошли модные в то время Жики (Jicky) от GUERLAIN или восточные Шалимар. Вообще, когда стала изучать модные ароматы тех лет, поняла, что самой популярной маркой тогда была марка Герлен. Итак, Жики – восточный фужерный аромат, в составе которого розмарин, цитрусы, лаванда, корень ириса, базилик, жасмин, кожа, специи, амбра, бензоин, ваниль и розовое дерево (если кто помнит один из предыдущих постов, это древесина фиалкового дерева жакаранды). Свежий, легкий, переливчатый, аромат для настоящей леди с характером, сейчас бы его назвали унисекс.
Этот парфюм существует в несколько измененном виде до сих пор. Были еще одни популярные тогда духи, которые вполне могли бы попасть в руки к этим героиням. Но я думаю, что они более подходят супругам Андрени (граф и графиня).
Эти молодые и эмоциональные герои, красивые и богатые, вполне могли иметь необычные духи во флакончиках-коронах, которые выпускал грузинский князь, в прошлом посол российской дипмиссии в Италии, Георгий Мачабели.
Эмигрировав в Америку, он основал парфюмерную фирму «Принц Мачабели», продукция которой пользовалась огромной популярностью во всем мире.
Один из ароматов как раз мог быть у наших темпераментных и колоритных героев. В книге Андрени – дипломатическая чета из Венгрии, а в фильме венгров сделали звездами балета (граф Андрени в исполнении известного танцовщика Сергея Полунина просто обязан был стать танцором). Теперь хотелось бы понять, чем мог благоухать наш знаменитый сыщик, Эркюль Пуаро.
Все мы помним, что он был чрезвычайно элегантен, аккуратен и сдержан в эмоциях. Уделял внимание своему внешнему виду, а в особенности, красоте своего костюма и усов. При этом он был жуткий педант и очень практичен. Поэтому что-то экстравагантное ему бы вряд ли подошло. Мне же почему-то сразу пришел в голову классический вариант Колоня всех времен, который даже претендует на первенство в названии О де Колонь (Кельнская вода) — это знаменитый «4711 Original Eau de Cologne» от Maurer & Wirtz, впервые выпущенный в 1792 году и существующий по сей день.
Этот бодрящий, цитрусовый фужерный (папоротниково-зеленый) аромат является образчиком уходового средства для мужчин и женщин. Среди поклонников Кельнской воды 4711 (по номеру дома на Кельнской улице, где располагалось ее производство) значатся Королева Виктория и Марлен Дитрих. Он несколько напоминает по запаху «тройной одеколон», хотя и более свеж, разнообразен по составу и богат по звучанию – там и цитрусы, и базилик, и цветы, и персик, и дыня, и пачули, и ветивер, и сандал, и мускус, и дубовый мох, и кедр. Одним словом, классика жанра. И тогда, и сейчас он пользуется большой популярностью среди европейских мужчин, предпочитающих качественные ароматы, проверенные годами. Думаю, что наш умник, консерватор и педант, Пуаро выбрал бы именно такой парфюм, который не отвлекал бы его от главного и не мешал работе «серых клеточек». Ну а теперь нам необходимо обрисовать атмосферу еще одного главного персонажа – самого «Восточного экспресса».
Вот что пишут об этом великолепном поезде: «Свое историческое название поезд получил в 1911 году, уже после смерти своих создателей, а свой «королевский» темно-синий цвет и роскошное убранство – в 1926 году, когда обшивка вагонов стала полностью металлической, а декор интерьеров был доверен архитектору Рене Пру (René Prou) и виртуозному мастеру декоративного стекла Рене Лалику (René Lalique). С тех пор визитной карточкой Восточного экспресса стали настенные панели или буазери из древесины кубинского акажу, украшенные в технике маркетри либо вставками из гравированного стекла. Агата Кристи в своем знаменитом произведении, увековечила именно эту «золотую эпоху» французского экспресса.» Я долго думала, что же мне напоминает это описание, какой запах может быть в поезде тех лет, отделанного столь шикарно. И мне пришел на ум один весьма современный аромат из серии Justessens, который выпускается в России маркой Parfums Genty, принадлежащей сети магазинов Лэтуаль.
Эти духи в рыженьком флакончике носят название Explore alt that is around you (исследуй все, что вокруг тебя). Аромат позиционируется как позитивный и радостный аромат. Возможно, на ком- то он так и звучит. Для меня эти духи — идеальное ароматное олицетворение «Восточного экспресса» потому, что он объединяет в себе красоту всех перечисленных ранее ароматов, включая Сумерки или Синий вечер (под фирменный синий цвет отделки) и, собственно, запах внутри вагона поезда, обитого деревом и дорогой тканью, в котором слегка пахнет дымком, дорогим табаком, изысканной едой, «богатством» и преступлением. Верхние ноты: амбретта, тмин, лаванда Ноты сердца: герань, ландыш, роза, жасмин, кедр, корень ириса, пачули, иланг- иланг Ноты базы: амбра, сандал, стиракс, кожа бензоин, бобы тонка. Я не знаю, почему мне в этом позитивном, по задумке создателей, аромате чудятся какие-то тревожные нотки, которыми, была пропитана атмосфера сюжета фильма, ведь он повествует об убийстве и его расследовании, в котором подозревались все 12 пассажиров. В заключении хочу сказать, что эта экранизация очень способствовала лично для меня раскрытию характеров героев и пониманию всей трагичности судеб людей, объединенных общим горем и общим убийством. Ну и, конечно, нельзя не отметить красивые костюмы, красивые интерьеры, красивые и эффектные съемки и интересные детали. И вопреки всем критикам фильма лично для меня Эркюль Пуаро, роль которого исполнил сам режиссер, показался очень убедительным и каким-то «настоящим» что ли, не книжным, а живым, хоть его облик и несколько отличается от обычного, к какому мы привыкли.
Одним словом, рекомендую самим посмотреть этот фильм и сравнить впечатления с моими. Фото из интернета.
3

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*

CAPTCHA ImageChange Image

Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*

CAPTCHA ImageChange Image

Войти с помощью: 
Генерация пароля
Яндекс.Метрика