Татьяна МТ

Что я узнала о доме «Герлен», или По страницам книги

Да простят меня нелюбители «Много букАв» и «конспектов», но сегодня я предлагаю вам именно этот формат, потому что только так возможно поделиться своими впечатлениями от только что прочитанной книги Элизабет де Фейдо «Герлен. Загадочная история легендарной семьи парфюмеров».

Но сначала поясню, почему именно Герлен и зачем мне понадобилось делиться подробнее, чем просто «понравилось — не понравилось»…. :
Во-первых, как выяснилось опытным путем, я являюсь поклонником марки «Герлен» (а выяснилось просто: у меня большое количество любимых ароматов этого бренда),
во-вторых, книги нынче дороги, не все захотят покупать книгу, а что в ней написано может быть интересно многим и, возможно, своим вольным пересказом я кого-то сподвигну купить-таки книгу и прочитать ее целиком, а кому-то просто окажутся интересными факты, рассказанные в ней.
Как уже понятно из названия, это история дома «Герлен», начиная от его основателя (хотя формально он и не думал о Доме «Герлен», а просто начал заниматься парфюмерным бизнесом, заканчивая передачей Герлен в руки Тьерри Вассера.

Итак, началось все с Пьера- Франсуа- Паскаля, который вдохновившись ароматом специй, которыми торговал его отец, уехал из дома и поступил коммивояжером к Бриару, занимающимся парфюмерным делом.

Случилось это в 1817 году. Научившись многому, любопытный до всего нового Пьер- Франсуа- Паскаль уже в 1827 году обосновался в Париже и начал заниматься парфюмерией сам. Тогда это было сродни работы аптекаря, так как изначально парфюмерия была создана для поддержки гигиены и в медицинских целях. Наверное, все помнят, как кельнская вода использовалась Наполеоном в походах не только наружно, но и внутрь.
Собственно, с экспорта кельнской воды Жан-Мари-Фарина в Англию и начался бизнес Герлена. В то время Англия считалась страной ведущих парфюмеров. Там он, подряжаясь рабочим, и научился на местных фабриках мыловарению. Кроме мыла были популярны всевозможные парфюмерные уксусы. И, конечно, же большой вклад в развитие производства внесла его женитьба на дочери врача. Советы тестя в сфере медицины очень помогли Герлену в дальнейшем. Не буду подробно рассказывать историю его непростой жизни, скажу только, что несмотря на все ее повороты, целеустремленному представителю рода Герлен сопутствовала удача в бизнесе, его магазины, расположенные со временем в лучших частях Парижа, имели большой успех. Производство наращивалось, а Герлена считали чуть ли ни алхимиком и называли уважительно «маэстро». В 1862 году он передает дело в руки сыновей Эме и Габриэля, один из которых (Габриэль) отвечает за коммерческие вопросы, управление предприятием, другой (Эме) – за творчество. Стратегии разделения обязанностей внутри семьи научил их отец, и это было продолжено в дальнейшем.
Развитие парфюмерного бизнеса происходило в существующей на тот момент экономической и политической обстановке, и это, конечно, не могло повлиять на него, однако семья Герлен умела выстоять в любых обстоятельствах. В тяжелые для парфюмерии времена Герлены выпускали краску для волос, перезаполняемые тюбики для помады. А позже придумали маркировать товар, чтобы избежать подделок. Эме Герлен стал первым, кто организовал и возглавил профессиональную организацию парфюмеров –Синдикат парфюмеров Франции.

Эме Герлен

Вместе с рассветом Парижа в конце 19 века, расвцел и бутик братьев Герлен, в котором царила атмосфера не менее помпезная, чем в дворцах Тюильри и Компьена. В то время покупка парфюма воспринималась как инвестиция, соответственно покупку парфюма следовало обставить как осмысленный элитарный акт, а перечень продукции расширять. Тогда то еще одной специализацией Дома Герлен стала косметика.
Но в парфюмерии братья Герлен не хотели следовать общим правилам, просто воспроизводя известные цветочные ароматы, использовать готовые рецепты, и создавали что-то свое, особенное….
Эме стал комбинировать запахи, переделывая состав по нескольку раз, создавая индивидуальные ароматы.
«Каждая женщина должна иметь свой парфюм, если она хочет проявить индивидуальность», -говорил он.
Тогда то и стали использоваться разные объемы и флаконы для разного типа ароматов. Флаконы создавались фирмами Baccarat и Romesnil. Например, экстракты разливались в квадратные флаконы, напоминающие куб, термальные средства и кельнская вода в «Бордосскую бутыль», похожую на винную, а «парфюмированные капли» продавались в изящном флаконе, упакованном в шелковый мешочек.
Однако главное было все-таки их содержимое.
Эме Герлен был очень заинтригован теорией Септимиуса Пьеса о природе запахов и концепции парфюмерных нот, опубликованной в 1857 году в книге «Искусство парфюмерии».
Он начал задумываться о том, что «запахи следует воспринимать как вибрацию, которая воздействует на нервную систему. Подобно тому, как цвета воспринимаются глазами, а звуки ушами». Запахи начали создаваться как гармонии, например, как ноты, подходящие друг-другу. Некоторые сочетания были более предпочтительны, некоторые- диссонансны.
Эме развивался в разных направлениях, начал активно использовать синтетические ароматы, воспроизводящие натуральные. Знаменитый аромат Jicky был создан с помощью двух синтетических компонентов- кумарина и ванили. И даже его само название стало новаторским- уменьшительное имя, тогда как до этого использовались скучные описательные названия.

Так начиналась новая эра в парфюмерии, эпоха ассоциаций и индивидуальности.
На смену Эме и Габриэлю пришли сыновья Пьер и Жак, и в этом дуэте парфюмерией занимался Жак, который и вдохновлял Эме на создание Жики. И именно в его время настало иное восприятие парфюмерии — эстетическое, пришедшее на смену медицинскому и гиниеническому.
И оно опровергало идеи незначительности запахов в жизни человека.
Мопассан писал в своем романе: «Сколько раз женское платье мимоходом навевало на него вместе с легкой струйкой духов ярчайшее воспоминание о событиях, давно изгладившихся из памяти! И на дне хрустальных флаконов он тоже часто находил отзвуки своей прежней жизни, и все блуждающие запахи- запахи улиц, полей, домов, мебели, запахи приятные и дурные, теплые запахи летних вечеров, морозные запахи зимних вечеров – непременно воскрешали в нем какие-то далекие отголоски минувшего, словно эти ароматы, подобно благовониям, сохраняющим мумии, несли в себе умершие воспоминания забальзаированными.»
Тема мистической связи воспоминаний и ароматов стала очень важной в творчестве Жака Герлена. Он превращал в формулы давнее эхо, легчайшие отголоски, а потом как из партитуры рождались симфонии и настоящие оперы ароматов.

Жак Герлен

Он хотел, чтобы люди поняли, что за фасадом обонятельных впечатлений скрывается тайная суть вещей и существ. А аромат несет тому, кто его может верно воспринять, так называемую «лишнюю душу». В этом и есть новаторство его ароматов.

Параллельно развития эмансипации, меняется не только подход к ароматам, но и отношение к женской красоте, то есть подход к косметике. На смену парфюмерным уксусам приходят омолаживающие кремы, появляются пудра и румяна для подчеркивания женской красоты, появляются краски для усиления красоты глаз и бровей. Естественно, что и Дом Герлен не остается в стороне. Но и парфюмерия не стоит на месте, выпускаются духи, посвященные женской красоте и индивидуальности. В 1863 году вышли духи Voila Pourquoi J’Aimais Rosine, посвященные Саре Бернар. https://aromo.ru/fragrance/code-4778-voila-pourquoi-j-aimais-rosine/

Флакон духов Guerlain Voilà Pourquoi J'Aimais Rosine

А работа Жака Герлена стала похожа на поэзию. Он искал вдохновение во всем — в окружающих пейзажах, музыке, литературе. Но он не был единственным парфюмером, творившим в то время, и ему всегда нужно было держать руку на пульсе, чтоб отвечать запросам и вызовам времени и обстоятельств.
В год выхода первого успешного аромата Коти «Роза Жакмино» Герлен выпускает парные ароматы в качестве свадебного подарка для жениха и невесты: Voilette de Madame и Mouchoir de Monsieur. В это же время Жак поглощен работой над новым ароматом, выход которого был приурочен к открытию нового бутика Герлен — Apres l’Ondee (впоследствии эти ароматы были переизданы).
На фоне увлечения Жака импрессионизмом, основанном на впечатлениях, создаются духи, в которых учитывается их раскрытие на коже. В это же время возникает так называемый «Герлинад» — особый аккорд, представляющий собой смесь запахов ванили, бергамота, бобов тонка, ириса, розы и жасмина, обозначивший фирменный стиль Дома Герлен.
Приходит время создания многих знаковых духов, существующих по сей день. Так, одним из летних вечеров Жака привлек насыщенный оттенок сумеречного неба, так родилось имя новых духов «Сумерки».

Я их очень люблю и как-то даже посвятила им свой пост https://aromo.ru/blogs/skvoz-vremya-lheure-bleue-eau-de-parfum-guerlain/

Сквозь время. L’Heure Bleue Eau de Parfum Guerlain

Рассказать об этом аромате я собиралась уже давно, не раз упоминала его в своих историях, но все как-то не могла понять, как же рассказать о нем, чтоб вы поняли, насколько этот аромат … | Блоги Аромо,…aromo.ru

И это время совпало с «сумерками» прекрасной эпохи, конец которой, как считается согласно общественному мнению, положила гибель «Титаника».
Флакон L’Heure Bleue, выполненный Баккара, представленный в рекламе на фоне набережной Сены, изображенной в стиле акварелей Клемана Серво, стал символом счастливого и утонченного времени Прекрасной эпохи, а аромат скоро стал запахом, который среди ужасов войны воспринимался как талисман, метафора красоты в жестоком и кровавом мире.
Но в 1914 году Дом Герлен обосновался на Елисейских полях, вопреки всем ужасам войны.

Жак Герлен, вернувшийся с фронта, получивший увечье (лишился глаза) и много там переживший, через какое-то какое-то время начал искать спасения в работе. И уже в 1919 году в противовес легендарному Шипру Коти он создает фруктовый шипр «Мицуко», идеально сливающийся с женской кожей, о котором подробнее можно почитать в моем посте https://aromo.ru/blogs/parfyum-s-knijnyh-stranic-ili-mitsouko-guerlain/

Парфюм с книжных страниц или Mitsouko Guerlain

В «революционных» 20- х появляется мода на кутюрье –парфюмеров, и первым из них стала Габриэль Шанель, выпустившая свои знаменитые духи «Шанель № 5». В этот период идет новый всплеск интереса к шикарной и элитной парфюмерии. И уже в 1925 году Герлен выпускает свой знаменитый «Шалимар», названный в честь места сосредоточения земного рая на земле- прекрасных садов в Индии. Об этом аромате Эрнест Бо (творец «Шанель №5») тогда сказал: «С помощью пакетика ванили я бы просто сделал щербет, а Жак Герлен сотворил шедевр».

Чуть позже разрабатывается знаменитая парфюмерная пудра с эмблемой- Солнце на коробке, ставшей еще одним символом Дома Герлен.
В 1933 году Жак Герлен создает свой знаменитый аромат «Ночной полет» (Vol de Nuit Guerlain ) в честь романа Экзюпери и в память о 37-часовом перелете, сделанном Марис Басти, во время которого она якобы щедро пользовалась кельнской водой.

Жизнь семьи шла своим чередом, кто-то уходил, кто-то рождался, а бизнес продолжал развиваться, создавались все новые продукты косметической линейки. В 1939 году был создан Институт красоты – сказочное место для женщин, где можно было отдаться в заботливые руки и получить внимательный уход.

Но вскоре мода и красота столкнулись с ужасами войны. Конечно, не обошла война и семью Герлен, но не хочется останавливаться на этих печальных моментах.
Скажу лучше, что сын Жака Герлена, Жан-Жак сыграл важную роль в спасении парфюмерной индустрии во Франции в этот период. Он предложил защищать свои интересы и секреты от врага, объединившись в Союз парфюмерии, а также уничтожить все записи и архивы ,чтоб они не достались немцам. Приходилось адаптироваться к новым условиям выживания.
Темные дни в семье Герленов, конечно, были, были и потери, но они не стали днями мрака и безысходности. Семья выстояла, а как- читайте в книге.
Жак Герлен отдал бразды правления Жан-Жаку и Жан-Пьеру, но не прекращал творить и сам. Но особую радость находил в общении с внуком Жан-Полем, страдавшим слабым зрением, но обладающим при этом исключительным обонянием. И дед стал это развивать по мере сил. Первым парфюмерным экзаменом для Жан-Поля стало создание искусственного аромата нарциссов для духов «Ночной полет» в год когда нарциссы погибли из-за холодов. И этот опыт был очень удачным. Со временем Жак Герлен принял решение, что парфюмером Дома Герлен станет именно Жан-Поль. Жан-Поль принял на свои плечи наследие Дома Герлен и начал творить.

Жан-Поль Герлен

Его «перу» принадлежит множество прекрасных ароматов – Chamade, Habit Rouge, Nahema, Samsara…полный послужной список можно посмотреть здесь: https://aromo.ru/noses/jean-paul-guerlain/

Жан-Поль придумал и знаменитую пудру Terrakotta.
В наши дни парфюмерная династия Герлен больше не создает ароматы. В 2008 году Жан-Поль выбрал наследником и духовным сыном Тьерри Вассера, который и стал штатным парфюмером Дома Герлен. Однако он не теряет надежды, что его внук Поль когда-то вновь возродит былую славу династии Герлен.

Вот такая история.
Что я могу сказать в качестве резюме: книга мне понравилась, единственное- мне очень не хватило фотографий и иллюстраций, их там нет вообще. Для вас я попыталась хоть немного проиллюстрировать свой рассказ.
Понятно, что семья Герлен не могла существовать автономно от всего вокруг, поэтому на примере книги можно проследить не только историю дома Герлен, но и исторические события, происходившие тогда, развитие парфюмерии в период существования Дома Герлен. Это очень интересно. В любом случае, я нисколько не жалею о потраченном на прочтение времени и деньгах на приобретение книги. Рекомендую к знакомству. Думаю, детали покажутся вам куда более интересными.

Фото из интернета.
10

Добавить комментарий

Войти с помощью: 
Авторизация
*
*

CAPTCHA ImageChange Image

Войти с помощью: 
Регистрация
*
*
*
*

CAPTCHA ImageChange Image

Войти с помощью: 
Генерация пароля
Яндекс.Метрика